ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА О. ПАВЛА (ФАВОРИТОВА)
В метрической книге церкви села Осенева Ярославского уезда Ярославской губернии, в части «О родившихся», имеется запись от 14 декабря 1883 года № 35, в которой значится: «Местного настоятеля священника Иоанна Капитонова Фаворитова и законной его жены Софии Ивановой Фаворитовой 14 декабря 1883 года родился сын Павел. Восприемником при крещении был села Николо Пенья священник Сергей Филагоревский».
Вид на с. Осенево и церковь Казанской Божией матери 1900 год
Отец Павла, Иоанн Капитонов Фаворитов (1846г. — 1896?.г.) был сыном дьячка Капитона Васильева Фаворитова (1824-1874), служившего в храме святого Илии Пророка, села Ильинского в Поречье. Иоанн Капитонов Фаворитов в 1870 году закончил Богословский курс Ярославской духовной семинарии и к моменту рождения Павла служил в церкви во имя Казанской Божией Матери в с. Осенево. В этой церкви и был крещен Павел. Он был единственным ребёнком в семье, отец его, Иоанн Капитонович Фаворитов умер довольно рано и они с матерью Софьей Ивановной переехали в дом ее отца в Углич.
Софья Ивановна Фаворитова ( Попова 1856 -? )
Софья Ивановна Фаворитова урожденная Попова была тоже из семьи священника Ивана Ивановича Попова (священнический сын, закончил Ярославскую духовную семинарию), служившего в церкви Святителя Леонтия Ростовского Чудотворца. Леонтьевская церковь существовала до конца 1930-х гг., когда в связи со строительством угличского гидроузла ее разобрали, а кирпич использовали для бута гидросооружений и строительства гражданских зданий. Церковь являлась центром одного из старейших городских приходов, располагалась за р. Волгой и объединяла большую часть жителей левобережной стороны г. Углича и нескольких пригородных деревень (Мельничная, Сверчково, Подлужицы) (Клировые ведомости г. Углич за 1888 год).
В документах Угличской городской Управы за 1912 год значится, что Софья Ивановна Фаворитова после смерти отца владела имуществом: деревянный флигель с землей и деревянный дом с надворными строениями и землёй, которые находились в 59 квартале по Набережной улице.
Церковь Святителя Леонтия Ростоцкого (на левом берегу) возведена 1609 г.
Окончив в 1899 году Угличское духовное училище, Павел в возрасте 16 лет поступает в Ярославскую Духовную Семинарию (1899 г. – 1905 г.). По окончании полного курса учения в Семинарии Павел Фаворитов причислен Педагогическим Собранием Семинарского Правления, с утверждением Епархиального Архиерея, к первому разряду воспитанников оной со всеми преимуществами, присвоенными окончившим полный курс учения в Семинарии. Выпускники 1-го разряда были освобождены от воинской повинности, в удостоверении чего 21 июня 1905 года ему был выдан аттестат.
Софья Ивановна очень рано осталось вдовой, жили скромно и денег на содержание сына в Ярославской семинарии не было, поэтому выданный аттестат содержал важное приложение: «В случае не поступления на службу по духовному ведомству или на учебную службу в начальных народных службах, выпускник обязан возвратить духовному ведомству сумму, употребленную на его содержание в Семинарии в количестве 600 рублей».
С мая 1905 года до момента поступления в Академию в июле 1906 года Павел проживает в доме своей матери. В Московском историческом архиве сохранилось «Свидетельство о хорошем поведении» за подписью Благочинного священника Богоявленского монастыря города Углич, которое Павел Иванович предоставил при поступлении в Академию.
По окончании курса Ярославской духовной семинарии, летом 1906 года в возрасте 23 лет Павел поступает в число студентов Московской Духовной академии. В течении четырех академических лет он проходит полный курс общеобязательных и специальных наук по предметам второй группы. Советом Академии удостаивается звания действительного студента и утвержден в этом звании Высокопреосвященнийшим Макарием Митрополитом Московским и Коломенским. В 1910 г окончил Академию с правом на получение степени кандидата богословия.
Сергиевский Посад 1907 г., Павел студент Московской Духовной Академии
После окончания Духовной Академии Павел женится. 15 октября 1910 года в церкви Успения Пресвятой Богородицы (св. Николая) в Сергиевском Посаде, состоялось венчание Павла Ивановича Фаворитова с мещанской девицей православного вероисповедания Надеждой Фёдоровной Гензберг (5 августа 1889 года рождения). Таинство венчания совершил местный священник Сергий Соловьёв, диакон Александр Маслов, псаломщик Владимир Спасский.
Павел Иванович Фаворитов с супругой Надеждой Фёдоровной
После венчания все гости были приглашены на вечерний стол в собственный дом Надежды Андреевны Гензберг на улице Поворская в Сергиевском посаде. Дом до сегодняшнего дня не сохранился.
19 августа 1910 года приказом г. обер-прокурора Св. Синода Павел Фаворитов назначен помощником инспектора в Красноярскую духовную семинарию, в которой работает до августа 1915 года.
Красноярская Духовная семинария (фото начала XX века)
В 1911 году 27 июля (9 августа) в Угличе рождается первый ребенок — Фаворитов Сергей Павлович.
Сергей Павлович Фаворитов 3 июня 1912 года г. Красноярск (10 месяцев) (09.08.1911-07.02.1994)
С маленьким Сергеем Надежда Федоровна переезжает к мужу в Красноярск. Через 3 года здесь же у них рождается второй сын – Иннокентий (1914 -?).
Февральская революция 1917 г. и отречение от престола Николая II 2 марта 1917 г., избрание Временного правительства и формирование Советов рабочих и солдатских депутатов, двоевластие, затянувшаяся мировая война, растущая инфляция, безработица, закрытие предприятий, нехватка продовольствия, восстания крестьян с требованиями земли медленно подводит страну к октябрьской революции и Гражданской войне. В результате, используя сложившуюся ситуацию, 25 октября (7 ноября) 1917 года Военно-революционный комитет от имени Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов объявляет Временное правительство низложенным. Эти события открывают новую страницу не только в истории страны, но и в жизни миллионов людей.
Революцию Павел Иванович и его семья встречают в Соликамске.
Молодая Советская республика начинает активно бороться с православной верой, пытаясь ее заменить марксистской идеологией. («В СССР фактически отсутствовало равноправие вероисповеданий, поскольку атеизм стал подобием государственной религии, наделенной множеством привилегий, тогда как остальные вероисповедания подвергались преследованиям и дискриминации. По сути, Советский Союз никогда не был светским государством, хотя и декларировал это в своих правовых документах»[1].???) Издаются декреты и предписания согласно которым закрываются все духовные учебные заведения, включая епархиальные училища, и храмы при них.
11 декабря 1917 года согласно постановлению Народного комиссариата по просвещению прекратило свою деятельность соликамское Духовное училище, в котором от 23 мая 1917 года Павел Иванович преподавал и исполнял обязанности смотрителя.
Соликамское Духовное училище начало XX века
29 января 1918 года в Соликамск вступил отряд Красной армии, в городе провозглашается Советская власть. С этого момента были упразднены земская и городская управы, новая власть начала наступление на владельцев солеваренных заводов, купцов и всех эксплуататоров, живших нетрудовыми доходами. Национализация предприятий, волна арестов, связанная с неуплатой налогов и контрибуций, взятие в заложники солепромышленников, конфискации, расстрелы, всё это к весне 1918 года привело Усольский уезд к финансовому кризису.
28 сентября 1918 года резолюцией Его Преосвященства Феофана, Епископа Соликамского за номером № 1410, Павел Фаворитов назначен входящим священником к Спасской церкви города Соликамска.
26 октября 1917 года Декретом II Всероссийского съезда Советов было объявлено об отмене смертной казни. Но уже 21 февраля 1918 года декретом СНК «Социалистическое отечество в опасности» Всероссийской Чрезвычайной Комиссии было разрешено применение расстрела, причем даже без суда и на месте. В этом же декрете был определен круг преступлений, а также лиц, к которым можно было применять это наказание. Расстрел мог быть применен к неприятельским агентам, спекулянтам, погромщикам, хулиганам, контрреволюционным агитаторам, германским шпионам. Постановление СНК от 5 сентября 1918 года «О красном терроре» закрепило применение смертной казни в виде расстрела. 14 февраля 1919 года указом Пермского Епархиального Епископского Совета за № 835 –Павел Фаворитов назначен настоятелем града — Соликамской Спасской церкви. Притч данной церкви: священник и дьякон к этому времени были убиты большевиками.
В городе начинаются забастовки рабочих, крестьяне восстают против Советской власти, по всей Сибири растянулся чехословацкий корпус, который поддерживает белогвардейское наступление. Соликамск, как и практически вся Сибирь, в конце декабря 1918 года переходит под власть армии Колчака. Город сдается без боя, в нем царит хаос и анархия. Вошедший в город 18 Тобольский Сибирский полк адмирала А. В. Колчака начинает безудержный белый террор по жестокости не уступающий красному. После отступления колчаковцев в начале июля 1919 года было обнаружено множество братских могил, расстрелянных красноармейцев и им сочувствующих. В это сложное и опасное время Павел вместе с семьей покидает город (по документам Соликамских церквей 1920 года информация о нем отсутствует).
Спасская пятиглавая церковь г. Соликамск (год постройки 1689-91, в Советское время здание передано ДОСААФ)
В клировой ведомости Спасской церкви г. Соликамска за 1918 год: священник Фаворитов П.И.
За хорошую службу 6 мая 1915 года Павел Иванович Всемилостивейше пожалован орденом св. Станислава 3-й степени, 27 августа 1915 года за № 11711 перемещен на должность помощника смотрителя Соликамского Духовного училища. С 12 января по 27 марта 1916 г. и с 01 сентября 1916 г. по 18 января 1917 г. он преподает в III и IV классах училища гражданскую и церковную историю.
25 марта 1917 года за отлично-усердную службу по духовному ведомству Преосвященнейшим Феофаном, Епископом Соликамским, награжден набедренником.
26 марта 1917 года за отлично-усердную службу по духовно-учебному ведомству Преосвященнейшим Феофаном, Епископом Соликамским, награжден скуфьею.
Жалованья от казны по должности смотрителя Соликамского духовного училища за одиннадцать месяцев отчетного года с прибавками военного времени, считая квартиру и отопление, получил 3266 р.; братских доходов с 12-го сентября отчетного года по январь 1919 года получил 732 р., а всего 3998 рублей.
Недвижимого имения ни у самого, ни у жены нет.
В походах против неприятеля и в самих сражениях не был, особых поручений или отличий нет.
Взысканиям по суду не подвергался, под следствием или судом не состоял и не состоит.
В отпусках не был.
За штатом или без места не был.
Еще первой советской конституцией 1918 года вводились репрессивные меры по отношению к духовенству и другим «социально-опасным» элементам общества. Были определены группы лиц, лишенные избирательного права. Духовенство причислялось к лицам получающим нетрудовые доходы, а значит причислялось к «лишенцам». После неудачных выборов 1925 года, когда коммунисты, особенно в селах, чуть было не потеряли свои позиции, дополненная конституция 1925 года расширила эту категорию граждан за счет членов семей «лишенцев». Это была трагедия для простых людей, которые вместе с избирательными правами были лишены продуктовых карточек, введенных в 1928 году. Труд «лишенцев» оценивался по самым низким расценкам, они не получали никаких пособий, пенсий, компенсаций на жилье и питание, дети «лишенцев» стали исключаться из школ, а также не могли учиться в средних специальных или высших учебных заведениях.
В это время (июль 1918 г.) у священника Павла Фаворитова на иждивении были жена и трое детей: Сергей 7 лет, Иннокентий 4 года, Вера 1 месяц.
Сергей и Иннокентий Фаворитовы (г. Соликамск)
Историки выделяют несколько периодов гонений большевистской властью русской православной церкви. Один из них относится к периоду 1921-1922 гг. Под прикрытием катастрофического голода в Поволжье, началась компания по изъятию церковных ценностей, одновременно, ставившая своей целью запугать, репрессировать и ликвидировать самых преданных сторонников Патриарха Тихона и его самого. По сути дела, Советы достигли своей цели, церковь была дезорганизована и обезглавлена, после закрытия духовных учреждений большевики фактически провели «селекцию» священнослужителей. Это и сделало возможным в скором времени наступление обновленчества. По данным Свято-Тихоновского Богословского Института в 1922-1923 гг. было репрессировано не менее 10 000 человек духовенства, из них около 2 000 расстреляно.
с. Прилуки период с августа 1919 по 1926 годы уточняется, но в уголовном деле, заведенном на Павла Ивановича 8 февраля 1930 года, есть его показания, из которых следует, что в 1926 году он уже служил в церкви Рождества Христова в с. Прилуки Угличского района Рыбинского округа.
В феврале 1930 года в с. Прилуки происходит первый арест священника Фаворитова. Этот арест был напрямую связан с рядом постановлений 1930-1931 гг. правительства и Наркомфина, которые увеличивали страховые суммы и величину налога на духовенство и церковь. В случае неуплаты налогов имущество церквей конфисковывалось, а священнослужители выселялись в другие районы СССР.
В показаниях Фаворитова П.И. от 12 декабря 1929 года значится, что он говорил верующим об увеличении суммы страховки с 40 рублей до 300 рублей и, что если не уплатить страховой взнос, церковь закроют (в январе 1930г., т.е. за 1 месяц налог вырос до 600 рублей).
Из обвинительного заключения по делу от 28 марта 1930 года: «В торговом селе Прилуки Угличского района Рыбинского округа в послереволюционное время образовалась крепко спаянная группа лишенцев, торговцев, спекулянтов, служителей культа (Фаворитова, Невского), административно-высланных и др. Группа имела целью борьбу со всеми мероприятиями, которые проводит Советская власть и партия. Фаворитов устроил ряд проповедей, организовывал внеочередные исповеди крестьян, при которых настраивал прихожан против комсомольцев, партии и Советской власти, вел агитацию против всего, что идет от Советской власти и партии».
8 февраля 1930 года у о. Павла был произведен обыск, а 9 февраля принято постановление «Об избрании меры пресечения»: гр. Фаворитов П.И. обвиняется в совершении преступного деяния, рассмотренного ст. 58/10 УК, принимая во внимание, что указанное преступное деяние является особо социально-опасным и нахождение на свободе гр. Фаворитова может повлиять на ход следствия, мерой пресечения избрать взятие под стражу в Рыбинский Исправдом.
Священник Фаворитов был арестован в Прилуках вместе с псаломщиком Невским и направлен в Углич. По делу проходили 14 человек, все арестованы и взяты под стражу.
Четыре месяца с 9 февраля 1930 г. по 26 мая 1930 г. о. Павел отбывал наказание в Рыбинском Исправдоме. Вскоре Рыбинский Исправительный дом начнет принимать тысячи заключенных для строительства Углического и Рыбинского гидроузлов (Волголаг).
После его ареста церковь закрыли, так получилось, что он был последним священником Прилукского храма Рождества Христова. Во время его содержания в Рыбинском Исправдоме от тифа умирает матушка Надежда Фёдоровна.
Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ИПО от 11 мая 1930 года Фаворитов П.И. и др. на основании ст. 58-10 УК РСФСР были освобождены, но после отбывания наказания о. Павел уже не вернулся в село Прилуки.
Из архивной справки ГАЯО: на февраль 1930 года Фаворитов П.И., б/партийный, 46 лет, поп с. Прилуки, женат, трое детей, образование-духовное высшее, имущественное положение-1 корова, 1 овца, лишен избирательных прав как служитель культа, обложен по пае накоплению на 200 руб., не судим.
С 1929 года начала активно вестись антирелигиозная работа, люди уходили в колхозы, ряды верующих редели, налог за право пользования зданием церкви становился непосильным, прихожане не в силах были поддерживать церковь в надлежащем состоянии, что вынуждало их отказаться пользоваться храмом. Этот «добровольный» отказ трактовался Советской властью как победа коммунистической идеи над православной религией и попами. Многие храмы начали закрываться и передаваться под местные нужды. Судьба церкви Рождества Христова, в которой служил Павел Фаворитов, была очень типичной для того времени, она была закрыта в 1930 году, разорена и использовалась как склад химикатов, зернохранилище и керосиновая лавка.
Из архивной справки ГАЯО: 12 января 1930 года в обращении Прилукской парт ячейки ВКП(б) в Угличское ГПУ значится: «Примите меры к религиозному культу церкви с. Прилуки. Нашей ячейкой ВКП (б) развернута работа по закрытию церкви. Молодежь и крестьянство принимают горячее участие в этом мероприятии. Узнав об этом поп Фаворитов мобилизует церковный актив и наносит противодействие в закрытии. 12 января с/г состоялась конференция молодежи и постановила единогласно закрыть церковь».
Церковь Рождества Христова (1768 г.) в с. Прилуки после реставрации (фото 2013 г.)
В 1930-1932 годах антирелигиозная кампания достигла своего пика.
В 1932 году Союз воинствующих безбожников (СВБ) объявил о начале «безбожной пятилетки», в конце которой – в 1937 году – с религией в СССР должно быть полностью покончено. Члены СВБ громили и грабили церкви (при участии партийных и государственных органов) под лозунгом: «Борьба с религией есть борьба за социализм». Были организованы кампании публичного отречения священников от своего сана, публичные осады церквей (организованные НКВД). Дело обставлялось так, как будто правительство, закрывая храмы, «уступает народным массам», требующим преследования РПЦ. Снятие колоколов, закрытие и разрушение соборов, сожжение икон, аресты священников, вскрытие мощей – все это делалось «по желанию трудящихся масс», «по просьбе рабочих», вовлекаемых государством в свои преступления.
Всего в течение 1920-1930-ых годов советской властью было уничтожено свыше 40 тысяч православных священников. Подавляющая часть духовенства оказалась в тюрьмах и лагерях.
В 1936 году Павел Иванович был судим в Калязине по ст. 125 УК РСФСР и подвергнут штрафу в размере 250 руб. (статья 125. Присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично — правовых функций и прав юридических лиц — принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до трехсот рублей)
с. Константиново 1930-1937 гг.
В Кашинской Писцовой книге поместных и вотчинных земель Кашинского уезда (1628-1629 гг.) говорится: «Калязина монастыря в вотчине село Константиновское на реке Жабне а в нем храм во имя Успение Пречистые Богородицы ……. в селе ж двор монастырский да бобыльских дворов да под селом мельница монастырская», это первое упоминание об Успенской церкви. В 1795 году была построена новая каменная трехпрестольная церковь, главный престол был посвящен Успению Пресвятой Богородицы, правый-Святителю Николаю Чудотворцу, левый-12-ти апостолам, с тридцати метровой колокольней. Церковь окормляла 1763 прихожанина из 20 окрестных селений и 268 дворов».
Переехав в Калязинский район (лето 1930 г.), Фаворитов П.И. проживал по адресу: г. Калязин, ул. Вокзальная, д. 22 и ходил на службу в Успенскую церковь села Константиново.
Вместе с ним в этот период служил священник Илья Иванович Чередеев (20.07.1878 – 29.12.1937), с которым они вместе приняли мученическую смерть.
37-й год был самый жестокий и беспощадный по репрессиям, год «Большого террора» и планомерного, методичного уничтожения духовенства, православного народа. Разрушались и разорялись церкви, являвшиеся единственным местом единения и духовного спасения верующих людей. Благотворительная, созидательная, хозяйственная деятельность церквей всячески пресекалась и очернялась.
Летом 1937 года стало известно, что власти собираются закрыть Успенский храм под предлогом того, что верующие перестали его ремонтировать.
В архивно-следственных делах двух последних священников Успенского храма содержатся свидетельские показания жителей: из показаний последней церковной старосты Константиновского храма Матрены Иудовны Савиной (1876 г.р., из крестьян-середняков д. Чаплино): «летом на празднике Казанская (празднуется 21 июля), в церкви мне батюшка Фаворитов сказал, что рассказывай всем, что власти собираются наш храм закрыть, сломать, как дом отдыха (т.е. ансамбль бывшего Троицкого Калязина монастыря), а кирпич использовать для постройки театра. Далее Фаворитов мне говорил, что нужно собирать деньги и устроить капитальный ремонт храма. Так было и сделано. Фаворитов ходил по приходу, и я так же рассказывала, как передал мне поп. Деньги были собраны и к празднику Воздвижения (празднуется 27 сентября) храм был отремонтирован. Строительные материалы, как-то известку, гвозди, несмотря на то, что их трудно достать в Калязине, я достала благодаря содействию члена церковного совета Большакова, который работает в райжилсоюзе».
За медленными темпами экономического роста, неудачами коллективизации, кризисом управления Сталин видит вредителей, врагов народа, шпионов, разлагающее влияние церкви, все это приводит к ряду постановлений, с момента действия которых начинаются страшные годы «Большого террора» против советского народа.
По результатам переписи населения 1937 года, в которой был вопрос о религиозности, православными верующими себя назвали 1/3 городского и 2/3 сельского населения, т.е. более половины граждан СССР. Это были неожиданные показатели для молодой Советской республики, результаты переписи признали недействительными.
Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) « Об антисоветских элементах» от 2 июля 1937 года. Партия большевиков предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке.
приказ НКВД № 00447 от 30 июля 1937 года «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Операцию запланировали начать 5 августа 1937 года и закончить в четырехмесячный срок. Для рассмотрения тысяч дел были образованы «оперативные тройки».
Все репрессируемые разбивались на две категории:
К первой категории относились все наиболее враждебные элементы — они подлежали немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на Тройках — расстрелу . Священники и монахи входили в первую категорию.
Ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы, они подлежали аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет.
Для каждого региона устанавливаются «лимиты» по первой категории — расстрелять, по второй – выслать. Тройки выносят 50 процентов смертных приговоров, просят разрешения сверху на увеличение лимита и получают положительный ответ.
Все семьи лиц, репрессированных по первой и второй категории, берутся на учет и за ними устанавливается систематическое наблюдение.
Из протокола заседания ЦК ВКП(б) от 31.07.1937 года: «отпустить НКВД из резервного фонда СНК на оперативные расходы, связанные с проведением операции, 75 миллионов рублей». Подпись: секретарь ЦК Сталин.
Следствие проводилось ускоренно и в упрощенном порядке, основная цель следствия – выявление преступных связей арестованного.
Начальник Калязинского РО УНКВД по Калининской области лейтенант Госбезопасности Лыков четко и быстро выполнил предписание Народного комиссариата внутренних дел:
21 декабря оперативно провел задержание, допрос и обыск на квартире священника П.И. Фаворитова. При проведении обыска на квартире ничего «уличающего» в антисоветской деятельности не обнаружили, а все изъятые личные вещи: альбом с портретами духовных вождей, церковные книги, различные письма были уничтожены путем сожжения (из следственного протокола). В этот же день было предъявлено обвинение по статье 58 п. 10 УК («пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти»). Арестованный был препровождён в Кашинскую тюрьму. Виновным себя Фаворитов П.И. не признал, но для заведения уголовного дела было достаточно свидетельских показаний односельчан.
В этот же день был арестован Илья Иванович Чередеев.
В Калязине в результате медицинского обследования Фаворитова П.И. и Чередеева И.И. выяснилось, что состояние здоровья на момент ареста неудовлетворительное, но дойти пешком из Калязина до Кашинской тюрьмы, все же смогут.
В архивно-следственном деле имеются справки медицинского освидетельствования сразу после ареста: «Гр. Чередеев И. Ив. следовать в Кашин может, к физическому труду не способен, болен миокардитом». «Гр. Фаворитов П.И. страдает общим склерозом возрастного характера. Трудоспособность ограничена».
Расстояние от Калязина до Кашина, составляет не менее 20 км и если представить, что это декабрь месяц русской зимы, то, как могли преодолеть этот путь два уже не молодых и не очень здоровых человека пешком. Отцу Павлу было 54 года, а отцу Илье 59 лет. Это было начало крестного пути двух последних священников Успенской церкви села Константиново.
27 декабря Тройка УНКВД по Калининской области приговорила гр. Фаворитова к расстрелу.
29 декабря в 1 час ночи приговор был приведен в исполнение.
С момента ареста о. Павла 21.12.1937 г. до дня его расстрела 29.12.1937 г. в 1 час ночи прошло 8 дней.
Из обвинительного заключения по следственному делу №1855, подписанного лейтенантом Гос. безопасности Лыковым: «Фаворитов Павел Иванович среди колхозников проводил антисоветскую агитацию, говоря, что безбожникам надо оказывать сопротивление, надо признавать бога, а не антихриста, народ надо объединить вокруг церкви, тогда власти придет конец. Также распространял контрреволюционные слухи о том, что колхозники, голосующие за большевиков, будут прокляты богом». Так под предлогом борьбы с контрреволюцией велась борьба с Русской православной церковью.
Илья Иванович Чередеев и Павел Иванович Фаворитов содержались вместе во внутренней тюрьме города Калинина, которая располагалась тогда в подвалах здания нынешней медицинской Академии.
Медицинская Академия г. Тверь (г. Калинин), в подвале которой располагалась внутренняя тюрьма и управление НКВД по КО
У входа в медицинскую академию по инициативе Тверского областного историко-просветительского правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» установлена мемориальная доска узникам внутренней тюрьмы УНКВД по Калининской области.
Надпись: В ПАМЯТЬ О ЗАМУЧЕННЫХ здесь в 1930-50-е годы находилось управление НКВД-МГБ по Калининской области и внутренняя тюрьма (можно дописать про годы второй мировой)
Из ответа директора Тверского центра документации новейшей истории Н. А. Руф : «Сообщаем, что в ГКУ ТЦДНИ имеется на хранении уголовно-следственное дело Фаворитова Павла Ивановича, 1883 г. р. (ф. 7849, д. 21863с). В деле содержится выписка из акта о приведении в исполнение 29 декабря 1937 г. (в 1 час ночи) постановления Тройки УНКВД по Калининской области о расстреле Фаворитова Павла Ивановича (д. 21863с, л. 16). В выписке имеется подпись начальника внутренней тюрьмы, предположительно, УНКВД по КО, которая тогда находилась в г. Калинине в подвалах здания нынешней медицинской академии. В данном деле, как и в других уголовно-следственных делах, хранящихся в ГКУ ТЦДНИ, сведения о месте захоронения отсутствуют».
Документов и достоверных сведений о местах приведения приговоров в исполнение и захоронений жертв политических репрессий выявлено не было. Наиболее вероятное объяснение этому положению может дать подписанный Ежовым оперативный приказ № 00447, который указывает, что “…приговоры по первой категории приводятся в исполнение в местах и порядком по указанию наркомов внутренних дел, начальников управлений и областных отделов НКВД с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения приговора в исполнение”. В фондах архива УФСК хранятся более 60-ти томов с протоколами заседаний тройки, распорядительными документами по исполнению решений тройки, различной перепиской о приведении приговоров в исполнение, а также с актами о приведении приговоров в исполнение. Анализ данных документов показал, что ни в одном из них не имеется сведений о местах приведения приговоров в исполнение и захоронений расстрелянных.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий” от 18 октября 1991 г. Управлением ФСК РФ по Тверской области проводится работа по установлению мест массовых захоронений жертв сталинских репрессий в г. Твери и Тверской области.
(?????Бывший начальник 10 группы УКГБ по Калининской области “К” в беседе рассказал, что ему приходилось общаться с бывшим начальником 1-го спецотдела УНКВД, бывшим начальником учетно-архивного отдела УКГБ, бывшим комендантом УМГБ-УКГБ, непосредственно принимавшим участие в расстрелах, бывшим помощником коменданта, также принимавшим участие в расстрелах. Из общения с ними “К” сделал вывод, что массовые захоронения жертв политических репрессий производились в 2-х основных местах. В г. Твери – это северная часть территории, прилегающая к Волынскому кладбищу. )
Местные жители г. Твери своими рассказами подтвердили факт массового захоронения на окраине Волынского кладбища. 14 июня 2005 года при устройстве нового фундамента церкви Серафима Саровского ковш экскаватора с глубины 1,5-2 метров извлек на поверхность земли останки более семи десятков человек. Плотность захоронения оказалась очень велика, так как они покоились всего в 4-х кубометрах земли. Хорошо сохранились не только кости, но даже фрагменты обуви (кирза, галоши кустарного производства) и одежды. Рассказы местных жителей стали подтверждаться фактами. Специалисты судебно-медицинской экспертизы после исследования вещественных доказательств было дано заключение, в котором останки идентифицированы как принадлежащие людям, погибшим насильственной смертью в результате пулевого ранения в голову. Время их нахождения в земле составило 50-70 лет, что совпадает с периодом массовых репрессий. 30 октября 2005 года в храме преподобного Серафима Саровского состоялось отпевание страдальцев, а на его западной стене, над местом страшной находки была открыта мемориальная плита в память о безвинно убиенных в 30-х — 50-х годах ХХ века.
Фаворитов П. И. реабилитирован Тверской областной прокуратурой 15 июня 1989 года.
Канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года и прославлен в лике святых.
Дни памяти: 1. Собор новомучеников и исповедников Российских, первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2. День мученической кончины 16.12/29.12 (новый стиль)
К 29 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА (76 лет со дня мученической кончины) в художественной мастерской Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Юлия Давыдова написала икону новомученика Павла Фаворитова.
14 сентября 1935 года Совет Народных комиссаров и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС, Рыбинской и Угличской и с. Константиново было полностью затоплено в 1940 году. На месте Успенской церкви в 2007 г. воздвигли Поклонный крест.
Вот что в заключении написала правнучка о. Павла: «Я часто задумываюсь о том, чем может поддержать себя человек в таких невыносимых, в большинстве своем очень унизительных для человеческого достоинства условиях, в какие был поставлен мой прадед и люди, вынесшие «Красный террор» большевиков и сталинские репрессии. Как можно сохранить достоинство, не склониться к предательству, не проявить малодушия из-за боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из-за страха смерти. Что придавало им сил в тяжелейшие моменты их жизни бороться самим и поддерживать в горе и страданиях окружающих.
Говорят, что цена помощи всегда определяется ценой жертвы. Антоний Сурожский в одной из своих лекций «О молитве Господней» говорил: путь наш крестный и если мы хотим кому- нибудь принести дар жизни, мы можем его принести, только отдавая свою жизнь. Это не значит умирая физически, но каждый день, каждую минуту должен своё «я», все, что у меня есть, истощить, отдать каждому голодному и нуждающемуся. Я говорю не о физических дарах только, а обо всем, что мы можем дать: знание правды Божией, любовь, надежду-там, где нет надежды, радость-там, где нет радости».
Ещё в 1918 году, в Соликамске, когда о. Павел был назначен священником на место убитых большевиками служителей Спасской церкви, он понимал всю тяжесть и опасность, выбранного им пути. Всё, что происходило с церковью и верующими людьми в последующие годы его также не испугало и не подвигло сложить с себя сан. Он и тысячи таких как он не отреклись от самих себя, сохранили духовную целостность и верность своему призванию, до последнего дня своей жизни призывали к любви и состраданию. Сегодня в их подвиге мы можем находить для себя поддержку, как иногда нам кажется, в трудных и безвыходных ситуациях современной жизни, подняться над суетой, стать мудрее и крепче духом, в океане соблазнов не потерять человеческий облик. Я благодарна судьбе, что в моей семье был такой человек».
Текст составлен на основании материалов Калязинского краеведческого музея И.Крокос.
(500)