Церковь в честь Преображения Господня в селе Спасское Калязинского района
Местная религиозная организация православный Приход Преображенской церкви с. Спасское Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
История и описание:
Церковь Спаса Преображения расположена в центральной части села, в нескольких десятках метров к востоку от берега реки Нерль. Согласно Кашинской писцовой книге 1628г., в селе, которая являлась вотчиной Троицкого Калязинского монастыря, находилась церковь Преображения Господня с приделами свт. Николая Чудотворца и ап. Иоанна Богослова. В 1722 г. была построена новая деревянная церковь Преображения с Приделом вмч. Екатерины. Вместо неё к 1805 г. выстроили существующую каменную церковь с трапезной, в которой разместились приделы свт. Николая Чудотворца и вмч. Екатерины. В 1905 г. по проекту В.И. Назарина выстроили новую, более обширную трапезную, вместо прежней. В начале 21 в., к 200-летнему юбилею (2005г.), старые главы храма с ажурными крестами заменили новыми, а вместо изящной шпилевидной главки колокольни сделали простой шпиль. Здание сложено из кирпича, стены оштукатурены, цоколь и некоторые элементы декора белокаменные.
Незаурядный пример сельской приходской церкви, в архитектуре которой отражаются различные стилевые тенденции: храм сочетает элементы допетровского зодчества и формы, переходные от барокко к классицизму, колокольня характерна для зрелого классицизма, а трапезная выдержана в формах классицизирующей эклектики. Большую художественную ценность представляет внутренне убранство – иконостасы и настенная живопись.
В продольно-осевой композиции церкви доминантами служат трехсветный четверикхрама с глухим пятиглавием над выгнутой кровлей и стройная колокольня. Два нижних яруса колокольни – четверики (у второго яруса углы срезаны), третий — восьмерик с более узкими диагональными гранями. В завершении колокольни — небольшой восьмигранный ярус-резонатор. К храму примыкает чуть более узкая и значительно более низкая пятигранная апсида с небольшой главкой над высокой кровлей с полицей. Храм и колокольня соединены обширной трапезной, закрывающей западные фланги фасадов храма и включающий в свой объём первый ярус колокольни.
Фасады храма в три оси проемов делятся карнизами на три яруса и завершены лозным антаблементом с полукруглыми нишками (отзвуками кокошников) во фризе, с рядами сухариков и двухступенчатых зубцов в карнизе. Прясла разделены в первом ярусе лопатками, во втором и третьем пилястрами с упрощенными ионическими капителями, волюты которых развернуты под углом относительно стены. Угловые части двух верхних ярусов оформлены парными полуколоннами, близкими к тосканскому ордеру. В среднем прясле южного и северного фасадов храма расположен арочный входной проем с рамочным наличником. Все окна храма и апсиды заключены в рамочные наличники с профилированными подоконниками и клинчатыми замками. Необычное изображение (контррельефом?) крестов на замках, сохранившиеся у некоторых проемов. Окна в первом и втором ярусах, как и в апсиде, имеют лучковые перемычки, в третьем ярусе – полуциркульные. В нижнем ярусе и в апсиде они обрамлены наличниками с ушами, соединенными изогнутыми стойками с дуговыми сандриками. В первом ярусе декор дополняют расположенные по осям проемов под самым карнизом прямоугольные филенки. В двух верхних ярусах над окнами помещены сандрики-полочки сухариками. В апсиде по краям граней выложены пилястры с аттическими базами и двухступенчатыми капителями; под окнами – прямоугольные нишки, а над ними – сандрики-полочки. Карниз апсиды с рядом сухариков не совпадает с карнизом первого яруса четверика.
Южный и северный фасады трапезной с восемью высокими арочными проемами имеют ассиметричную композицию с ризалитом, в котором средний входной проем фланкируют два окна. К востоку от ризалита – одно окно, к западу – три. Ризалит выделен филенчатым аттиком с главкой на щипце, осеняющим киот. Углы ризалитов и фасадов обработаны огибающими и раскрепованными рустованными лопатками. Проемы оформлены тонкими колонками с импостами, несущими профилированные архивольты с замковыми камнями. По осям всех проемов помещены прямоугольные лежачие нишки внизу и профилированные прямые сандрики вверху. Стены завершаются профилированным карнизом с рядом ступенчатых зубчиков. На глухом восточном фасаде трапезной с обеих сторон от храма помещено по одному ложному окну придельного алтаря. Убранство фасадов дополняют полувалик цоколя и профилированный пояс, проходящий в уровне подоконников.
Ярусы колокольни прорезаны крупными арочными проемами. Первый ярус на западном фасаде (остальные фасады скрыты трапезной) оформлен портиком с четырьмя колонками тосканского ордера. В более широком среднем интерколумнии расположен вход, к которому поднимается открытая лестница с белокаменными ступенями.
Архивольт арки, опирающийся на профилированные импосты, отмечен замком с бриллиантовой огранкой. Антаблемент портика включает фриз с триглифами. Арки второго яруса фланкированы парами тосканских полуколонн портиков, увенчанных треугольными фронтонами. Проемы третьего яруса с полуколоннами по сторонам заглублены в прямоугольные ниши. Диагональные грани яруса выделены ленточным рустом. Купольную кровлю верхнего яруса прорезают полукруглые люкарны с треугольными фронтончиками.
Бесстолпный четверик храма перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом. В верхней части западной стены расположены две глубокие круглые ниши (возможно заложенные окна третьего света). Широкие и высокие арочные проемы соединяют храм с апсидой, перекрытой граненной конхой, и с трапезной. Приделы трапезной отделены от ее центрального пространства подпружными арками, опирающимися на два пристенных восточных столба и на два крещатых столба, приближенных к восточной стене колокольни. Каждый придел делится поперечными подпружными арками на три части: алтарь перекрыт коробовым сводом и с распалубкой над окном, два других компартимента – крестовыми сводами. Первый ярус колокольни имеет плоское перекрытие; в северно-восточном пилоне расположена внутристенная лестница. Пяты всех сводов и их ребра, а также подпружные арки подчеркнуты тянутыми карнизами, а шелыги сводов – круглыми розетками.
До настоящего времени дошел каркас главного классицистического иконостаса (вероятно, нач.19 в.), в котором до 1980-х гг.сохранились элементы резьбы и венчающее Распятие с предстоящими. Несмотря на отсутствие икон и декора высокий, трехъярусный иконостас остается ярким воплощением стиля классицизм с выразительной объемной композицией, ясной структурой, с четким размещением рядов и изысканным решением центральной части в виде триумфальной арки.
Среднюю часть занимает глубокая экседра с конхой, а верхний ярус с аттиком несколько сужен. Ярусы с некогда большими иконами в прямоугольных рамах разделены карнизами. Первый ярус, объединявший иконы двух рядов, завешен выносом крупного карниза сухариками. Над его изгибом в конхе экседры размещались кессоны с розетками. Первоначально иконостас был выкрашен, по-видимому, в красно-охристый цвет, во второй половине 19 в. – в темно-синий (кобальт), а затем (предположительно в нач.20 в.) – в жемчужно-серый. Резные детали были позолочены.
Схожие двухъярусные иконостасы приделов, расписанные маслом под фарфор, выполнены в формах эклектики, вероятно, в кон.19 – нач.20 в.
В одной стилистике с иконостасами созданы 9 киотов. Не смотря на значительные переделки 2-й половины 20 в., иконостасы сохранили общую композицию и основные формы, отличающиеся декоративностью и многообразием резных деталей. Характерные для своего времени элементы резьбы фрагментарно донесли до настоящего времени оригинальную первоначальную раскраску: фон цвета основной кости, нежно-розовые и голубые детали, золотая обводка.
Изысканность колориту придавали золотые штрихи, наложенные поверх раскраски отдельных элементов. Цокольная часть акцентирована филенками и резными вставками с розами и гроздьями винограда. Иконы местного ряда фланкированы трехчетвертными обильно декорированными колонками. По сторонам от царских врат колонки несут небольшие многолопастные арочки, объединяющие иконы местного и праздничного рядов. Иконы второго яруса увеличиваются в размерах в сторону центра. Их трехлопастные и полуциркульные рамы завершены ажурными орнаментальными подзорами и увенчаны небольшими равноконечными крестами.
На своде четверика фрагментарно сохранилась клеевая академическая классицистическая живопись 1-й пол. 19в., сюжетные части которой были прописаны маслом, очевидно, во 2-й пол.19 в. Центр свода занимает небольшой медальон с поясным изображением благословляющего Христа. От медальона вдоль ребер свода написаны широкие полосы растительного гризайльного орнамента на нежно-голубом фоне. Они делят свод на четыре части и служат рамами, в каждой из которых помещены изображения: на восточной – Новозаветная Троица, на остальных – по два архангела. Фигуры архангелов застыли в величественных позах, а складки их одежд спокойно спускаются к ногам. Гиматии Христа и Саваофа, напротив, словно клубятся от ветра, что придает движение статичной композиции.
Свод отделен от стен профилированным карнизом с поясом консолей, тонированных светло-зеленой и красно-охристой красками. Над каждым окном сохранились миниатюрные головки лепных херувимов. Откосы оконных проемов декорированы штукатурными филенками, расписанными под мрамор в лилово-фиолетовых тонах.
В остальных частях основного объема сохранилась академическая масляная живопись кон.19 – нач. 20в., отличающаяся стандартным составом росписей по широко распространенным образцам и простыми по рисунку растительными орнаментами. Живопись испытала влияние росписи храма Христа Спасителя, которое сказалось не только в иконографии, но и в тонировках штукатурных деталей, разноцветных орнаментальных рамах, фризах и вставках. Простенки окон третьего и второго света на северной и южной стенах храма заняты изображениями святых, размещенных в два яруса по четыре на каждой стене: вверху – московские митрополиты Иона и Петр (на южной) и Филипп и Алексей (на северной), под ними – Арсений Тверской и Михаил Тверской (на южной), Макарий Калязинский – на северной (вторая фигура утрачена).
Над окнами второго света расположены полихромные орнаментальные вставки с процветшими крестами и прихотливо изгибающимися стеблями с цветами и листьями на охристом фоне. Оконные простенки первого света оставлены свободными от росписи для размещения в них икон. Над ними проходит раскрашенный профилированный штукатурный карниз на консольках и орнаментальный фриз. Западную стену занимают три композиции: в центре размещена наиболее крупная – «Преображение» (по росписи Е.С.Сорокина в храме Христа Спасителя в Москве), по сторонам от нее – «Явление Христа Марии Магдалине» и «Беседа Христа с самарянкой» (по гравюре Г.Доре).
В конхе алтаря расположена деисусная композиция, полуфигуры которой разделены штукатурными валиками с профилями, тонированными в разные цвета: красно-охристый, светло-и темно-зеленый.
Лента полихромных стилизованных растительных орнаментов отделяет конху от восточной стены, на которой по сторонам от оконного проема написаны – «Жертвоприношение Авраама» (с севера) и «Моление о чаше» (с юга) в прямоугольных рамах с цветными трафаретными орнаментами простого рисунка, с чередованием крестов и восьмиконечных звезд в круглых медальонах. Стены алтаря и четверика выкрашены в оливковый цвет.
На восточной стене алтаря южного предела трапезной сохранилась композиция «Тайная вечеря». Слева от горнего места расположена икона Рождества Христова.
В колокольне над входным проемом в люнете написана фигура Христа, простирающего руки, с надписью: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные».
Церковь не действовала в советское время с 1935 (37) по 1945 год. После закрытия храм находился под колхозным складом зерновых культур, а во время Великой Отечественной войны в храме находился склад военного аэродрома. Из-за этого храм сильно пострадал.
Храм был возвращен верующим 1 апреля 1945 года. Приход зарегистрирован 28 апреля. На момент передачи храм и внутреннее убранство находилось в плачевном состоянии. По свидетельству настоятеля храма прот. Василия Белякова (ум. 1966 г.) иконостасы были частично поломаны, икон в иконостасах практически не было, а проемы от икон были заставлены разными иконами принесенными прихожанами; престолов и жертвенников в центральном и северном приделе не оказалось.
В начале 21 в. Храм приобрел некоторые изменения, как внешнего вида, так и внутреннего убранства. При настоятельстве прот. Николае Сергиенко (ум. 2011 г.) храм приобрел современный внешний вид. Трудами художника-скульптора С.И. Асерьянс (ум. 2017 г.) была сооружена крещальная купель и написана настенная живопись в Екатериненском приделе.
Святыни храма
- Иверская икона Божией Матери (написана на Святой горе Афон в 1888 году в Андреевском скиту)
- Ковчег с частицей мощей великомученицы Екатерины
Приписные храмы и часовни:
- храм-часовня в честь Святителя Николая Чудотворца с. Семендяево Калязинского района (2006 – 2010гг.)
- строящийся храм бессребреников Косьмы и Дамиана в д. Малое Плутково Калязинского района с 2010 года.
- часовня в честь свт. Николая Чудотворца у входа на территорию храма (https://tvereparhia.ru/about/sostav-eparhii/)
(382)