Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в деревне Красное Калязинского района
Местная религиозная организация православный Приход Казанской церкви с. Красное Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
История и описание:
Комплекс расположен на северной окраине села, на пологом рельефе, спускающемся к пойме реки Жабня. Существующая церковь вместо прежней деревянной 1752 г., построена на рубеже 18 – 19 вв. по храмозданной грамоте 1794 г. В 1800г. Освящен южный придел прп. Макария Калязинского, а в 1808г. – главный престол. В 1823-1825гг. по проекту 1821г., выполненному губернским архитектором Н.Н. Леграндом, артель каменьщиковво главе со Спиридоном Федоровым, крестьянином с. Нестерово Ярославской губернии, возвела отдельно стоящую колокольню, вместо прежней деревянной. В 1845 – 1847 гг. трапезная была увеличена в длину, по-видимому, соединившись с колокольней. Южный придел прп. МакарияКалязинского (с установкой нового иконостаса) освятили в 1847 г., а устроенный позднее северный придел в 1857г. В 1881 – 1882 гг. трапезная была выстроена заново по проекту архитектора К.К. Гельбига. На средства Московских купцов (бывших крестьян этого прихода) Ивана Васильевича и Ивана Герасимовича Зайцевых 1890 -1891 гг. создан новый главный иконостас, а в 1893г. Возобновлена настенная живопись храма. Трапезную расписали в 1898г. на средства И.В. и И.Г. Зайцевых, а также московского купца Василия Егоровича Гусева (бывшего крестьянина прихода). Территорию церкви в 1850г. обнесли оградой с воротами и угловыми башнями, а в 1885г. на средства В.Е. Гусева и других прихожан построили дом для церковноприходской школы и сторожки. Все строения комплекса кирпичные, церковь оштукатурена, остальные строения побелены по кладке, школа имеет белокаменный цоколь.
Единственный на территории Калязинского района комплекс сельской приходской церкви, полностью сохранивший все постройки. Храм решенный в сдержанных формах переходного периода от барокко к классицизму, и типичная для региона колокольня в стиле зрелого классицизме сочетаются с сооружениями в формах эклектики.
Комплекс занимает прямоугольный участок, незначительно вытянутый по оси запад-восток. На этой оси ближе к западному краю, расположена церковь Казанская. По всему периметру территория окружена оградой с двумя башнями на северо-восточном и юго-западном углах участка. На западной стороне, напротив колокольни, ограду прерывают Святые ворота. Еще трое ворот расположены на северной, южной и восточной сторонах, со значительным смещением относительно главных осей комплекса. В северо-западном углу территории, в линии ограды, стоит церковно приходская школа.
Церковь Казанская построена по традиционной продольно-осевой схеме. Ее композицию составляет высокий двусветный четверик одноглавого храма с пятигранной апсидой, прямоугольная, вытянутая по оси север юг трапезная с двумя приделами, имеющими полукруглыми апсидами и трехярусная колокольня. Четверик храма завершен четырехскатной выпуклой кровлей и увенчан глухим восьмигранным барабаном с чашеобразной главкой.
Такие же главки меньшего размера помещены над главным и придельными алтарями. Три яруса-четверика незначительно отличаются друг от друга площади, образуя стройную композицию столпообразного характера, увенчанною невысоким шпилем, вырастающим из чашеобразной главки.
Симметричные фасады храма с тремя осями проемов обладают четкими горизонтальными членениями в виде многообломного межъярусного пояса, двухступенчатой полки над окнами второго света и полного, но с упрощенной профилировкой антаблемента. В нижнем ярусе с небольшим отступом от углов помещены пилястры (как и на гранях алтаря). Прямоугольные проемы первого света (средний из них входной) и верхние ярусные заключены в рамочные наличники с небольшими клинчатыми замками. Фасада трапезной расчленены лопатками и прорезаны четырьмя прямоугольными окнами с рамочными наличниками и двухступенчатыми сандриками-полочками над ними. Под профилированным венчающим карнизом выложен пояс городков.
Ярусы колокольни со всех сторон прорезаны крупными арочными проемами (во втором и третьем ярусах – арками звона). Фасады оформлены портиками с парами тосканских колонн и треугольным фронтоном (в верхнем ярусе без фронтона).
Бесстолпный четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом и связан тремя узкими проходами с апсидой, перекрытой граненой конхой. Центральное пространство трапезной отделено от приделов подпружными арками, опирающимися на два отдельно стоящих восточных столба и на два коротких отрезка стен, примыкающих к западной стене. Помещение трапезной и приделов имеют плоские перекрытия. С южной стороны арочного проема, соединяющего трапезную с храмом, сохранилась полукруглая ниша, оставшаяся от алтаря первоначального придела прп. Макария Калязинского.
Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом; в северо-восточном пилоне расположена внутристенная лестница в верхние ярусы.
Резной с позолоченными деталями главный иконостас храма (1890-1891) выполнен в характерных для своего времени формах русского стиля, отличается стилистической цельностью и графической выразительность деталей. Его композицию в семь прясел с четырьмя рядами, занимающими всю ширину четверика, завершает более узкий ярус с тремя иконами. Прясла разделены наборными колонками, частично каннелированными, с поясками, муфтами и сложными капителями.
Иконы заключены в простые рамы и выделены фигурными завершениям с растительным узором, над вторым – Праздничным рядом с включением головок херувимов.
Над третьим рядом проходит профилированный карниз со щипцами, над четвертым – с полукружиями. В более широком среднем прясле иконостаса помещены царские врата, по высоте равные двум нижним рядам.
Створцы царских врат объединены поднятым над ними «сиянием», исходящим от стилизованного равноконечного креста. Выше помещен барельеф с двумя коленопреклоненными ангелами, несущими на облаке Казанскую икону Божией Матери. Проем царских врат завершен квадрифолием с иконой «Тайная вечеря» под фронтоном с головкой херувима на фоне растительной резьбы.
Почти одинаковые одноярусные резные, с позолоченными деталями придельные иконостасы (сер.19 в.) выполнены в выразительных формах эклектики. Каждый иконостас включает пять прясел с царскими и боковыми вратами и тремя иконами в арочных рамах. Прясла разделены поставленными на высокие пьедесталы колоннами, увенчанными резными капителями, отдаленно напоминающими коринфские.
На них опирается раскрепованный антаблемент, над которым возвышаются иконы в круглых и полукруглых рамах, украшенных пышным резным орнаментом. Сочным резным убранством отличаются створки царских врат с четырьмя круглыми и двумя овальными иконами, изображающими соответственно четырех евангелистов, архангела Гавриила и Деву Марию (сцена Благовещения). Иконостасы объединены легкой двухчастной аркой, прикрепленной к потолку трапезной.
По сторонам проем, ведущего из трапезной в храм, сохранилось по два прясла более раннего классицистического иконостаса 1-ой пол. 19 в. Они завершены антаблементом фризом, украшенным резными накладными розетками и раковинами, и с профилированным карнизом, декорированным медальонами и розетками. К тому же времени относится узкая резная арка с розетками в кессонах вторящая контуру проема, ведущего в храм.
Академическая масляная живопись основного объема, выполненная 1893 г., возможно, сохранила отдельные элементы более ранней стенописи сер.19 в. с иконографической программой, основанной на преобладание Богородичной тематики, что связано с посвящением главного престола. Поновления 1985 г. в основном коснулись нижней части стен четверика. Живопись характерна для периода эклектики, в ней сочетаются приемы, восходящие барочным традициям, яркие и декоративные орнаменты кон.19 в. и иконографические схемы, заимствованные из храма Христа Спасителя в Москве.
Граненную конху главного алтаря занимает композиция «Сошествие Святого Духа». На восточном лотке размещено «Коронование Богоматери». На остальных лотках помещены изображения архангелов. Роспись свода не разделена на части, но объединена в единое пространство небес, где все фигуры стоят на облаках, а над ними парят херувимы. В основании свода проходит гризайльный профилированный карниз с сухариками.
По сторонам от верхней части иконостаса на восточной стене четверика написаны композиции в простых прямоугольных гризайльных рамах – «Успение Богоматери» (с севера; по одноименной иконе Ф.А. Бронникова для храма Христа Спасителя в Москве) и «Явление Богоматери Сергию Радонежскому» (с юга). Композиции на остальных стенах четверика заключены в пышные гризайльные барочные обрамления, рисунок которых восходит к росписи храма сер. 19 в. Рамы составлены из разнообразных элементов – завивающихся листьев аканты, раковин, плодов, цветов головок херувимов. В той же стилистике выполнены картуши с надписями над отдельными фигурами святых и декоративные навершия над оконными проемами. После поновления в 1893 г. рамы не утратили объемность, так как по сторонам от них и под ними были написаны ленты геометрических полихромных орнаментов, так что обрамление воспринимаются как лепнина, выступающая и отбрасывающая тени на цветной фон стен.
На северной и южной стенах роспись размещена в три яруса. В верхнем, в оконных простенках, написаны по две фигуры святых в рост – Дмитрия Ростовского и Арсения Тверского (на северной), Григория Богослова и Варсонофия Тверского (на южной). В среднем ярусе по краям под окнами верхнего света размещено медальона с полуфигурами святых (Сергий Радонежский и МакарийКалязинский; Митрофан Воронежский и Нил Столобенский на южной) и по одному сюжету в центре на каждой стене: на северной – «Взятие Богоматери на небо» (по одноименному запрестольному образу К.П. Брюллова для Казанского собора в Санкт-Петербурге).
На южной – довольно редко встречающаяся композиция «Величие Пресвятой Богородицы», изображающая Богоматерь на троне с Христом-младенцем на руках в центре и две пары коленопреклоненных святых по сторонам. В простенках в нижнем ярусе расположены фигуры святых в рост – Александра Невского и князя Владимира (с юга), Михаила Тверского и царя Константина (с севера).
Центр верхней части западной стены занимает большая композиция «Перенесение в Москву Казанской иконы Богоматери».
Внизу, по сторонам от входного проема, написаны сцены «Рождество Богородицы» и «Рождество Христово» (по одноименным иконам храма Христа Спасителя).
Академическая масляная живопись 1898 г. в трапезной сильно поновлена в 1980-е гг. однако иконографический состав, в котором преобладают сцены христологического цикла и широко распространенные изображения особо почитаемых святых, вероятно, не претерпел изменения. Потолок в центральной части занят композицией «Воскресение Христово» (по образцу росписи Е.С. Сорокина в храме Христа Спасителя в Москве).
Потолок южного придела – сюжетом «Вознесение Господне» (также по образцу росписи в храме Христа Спасителя), северного – композицией «Преображение»
Посередине западной стены размещен сюжет «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные».
С юга от него – «Нагорная проповедь», с севера – «Исцеление Христом расслабленного».
В простенках южной стены – святые Кирилл и Мефодий, северной – Екатерина и Варвара; на выступе стен с северной стороны – Сергий Радонежский и Макарий Калязинский, с южной – Косьма и Дамиан, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский.
Невысокая ограда, выполненная в формах эклектики, расчленена лопатками и прорезана узкими арочными проемами, которым вторит аркатурный пояс над ними. В простенках помещены сквозные равноконечные кресты. Завершается ограда полочкой.
Святые ворота представляют собой не совсем обычную трехчастную композицию. Широкая арка и неполные полукружия над массивными пилонами создают трехлопастные завершения, увенчанное тремя чашеобразными главками. С внешней стороны пилоны оформлены порталами с двумя полуколоннами и келевидным завершением.
Полуколонны фланкируют арочные ниши, в которых помещены иконы на жесте, написанные маслом в академической манере (предположительно кон.19 в.) и соответствующие посвящениям приделов – «Все святые» и «МакарийКалязинский». Кованые решетки створ ворот и арочной фрамуге имеют строгий геометрический рисунок в традициях позднего классицизма
Ворота на северной и восточной сторонах участка имеют форму однопролетных скелевидным завершением. В верхней части их проемов сохранились кованые решетки веерного рисунка.
Ворота на южной стороне представляют собой более узкую калитку от которой сохранились два пилона с прямоугольными нишками на внешней стороне.
Башни ограды представляют собой двухъярусные квадратные в плане сооружения, завершенные четырехгранными шатрами с главками. Поярусное членения отмечено двухступенчатой полкой с зубцами, а углы выделены лопатками, рустованными во втором ярусе. Грани первого яруса декорированы крестообразными нишами, а во втором помещены арочные ложные окна.
Церковноприходская школа – одноэтажное прямоугольное здание, крытое на два ската, со скромным декором, в котором сочетаются традиционные формы позднего классицизма и элементы, характерные для эклектики. Главный (западный) фасад имеет симметричную композицию с семью прямоугольными проемами (средний — входной). Окна обрамлены тонкими профилированными наличниками. В уровне подоконников проходит профилированный белокаменный пояс. Углы объема закреплены широкими огибающими лопатками. Венчающий карниз образован рядом городков и тремя полочками над ним.
В советское время церковь не закрывалась, находится в удовлетворительном состоянии. На средства прихожан-верующих регулярно проводится ремонт стен, полов, крыши, купола, оконных рам. В начале 70-х годов после закрытия Спасо-Стельковской церкви (ныне Кашинский район) многие иконы, предметы церковной утвари были вывезены из с. Стельково и водворены в Красносельский храм.
В тридцатые годы в церкви Казанской иконы Божией Матери села Красное Калязинского уезда священником служил новомученик Константин Иванович Чекалов.
Чекалов Константин Иванович — родился в 1889 г. в селе Никитское Калязинского уезда. 30 июля 1913 г. рукоположен во священника к церкви с. Печетова Корчевского уезда. В тридцатые годы Чекалов Константин Иванович становится священником церкви Казанской иконы Божией Матери села Красное Калязинского уезда. Арестован 07 октября 1937 г. Калязинским РО НКВД Калининской обл. Приговорён тройкой УНКВД по Калининской обл. 01 ноября 1937 г. к высшей мере наказания. Расстрелян 03 ноября 1937 года. По заключению Тверской областной прокуратуры от 16.03.1989 реабилитирован. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г. День памяти 03 ноября. В 2018 году была написана и принесена в Казанский храм икона священномученика Константина.
Святыни храма
- Частица мощей прп. Макария Калязинского
- Икона Богородицы «Иверская», написанная на Св. Горе Афон в 1884 году
Приписные храмы:
1) Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в с. Старобислово
2) Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Апухтино
(https://tvereparhia.ru/about/sostav-eparhii/)
(618)