Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Апухтино, Калязинский район
Приписной к местной религиозной организации православному Приходу Казанской церкви с. Красное Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (Распоряжение №12-р от 05.03.2021 г.)
История и описание:
Церковь Благовещения расположена в центральной части села, метрах в ста от берега реки Сабля. В 1-й пол. 17 в. в селе Никольском, старинной вотчине «задворных конюхов» братьев Бориса и Федора Никитичей Опухтиных, стояли две деревянные церкви — Благовещения и Николая Чудотворца. В 18 в. они были выстроены заново: первая в 1710 г. (по другому источнику — в 1736 г.), вторая в 1760 г. Во время генерального межевания (1775) село принадлежало камердинеру Александру Игнатьевичу Сахарову, поручику Матвею Алексеевичу Лешукову и вдове коллежской асессорше Наталье Васильевне Козыревой. Последняя оставалась владелицей находившейся здесь усадьбы с деревянным господским домом вплоть до 1810-х гг. В сер. 19 — нач. 20 в. усадьба принадлежала помещикам Голеновским: подполковнице Марии Павловне Голеновской (упоминается в документах 1849 и 1860 гг.), поручику Николаю Александровичу Голеновскому (1880), Владимиру Николаевичу Голеновскому (1900-1910-е гг.).
Существующая церковь с приделами Николая Чудотворца и Покрова в трапезной, вместо деревянных храмов, была построена в 1794-1799 гг. на средства прихожан, в том числе вдовы подпоручика Надежды Васильевны Вельяминовой-Зерновой, прапорщика Ивана Васильевича Новосильцева и подпоручика Михаила Михайловича Абрамова. Колокольню возвели несколько позже, очевидно, во 2-й пол. 1810-х — нач. 1820-х гг.: в 1813 г. для нее заготовляли кирпичи, а в документе 1821 г. она названа «строящейся». В 1880-1885 гг. под наблюдением и, вероятно, по проекту младшего архитектора В.И. Кузьмина построена новая, значительно более обширная трапезная с приделами Николая Чудотворца и Успения, а также западная паперть в виде четырехколонного портика. Тогда же разобрали хоры (балкон на западной стене четверика храма) и заложили ход на них. В советское время разобрали прямоугольный алтарь, западную паперть и четыре из пяти глав на трапезной, утрачены иконостасы и большая часть стенописей. В 1980-е гг. на восточной стене алтаря сохранялся фрагмент клеевой живописи 1-й пол. 19 в. — гризайльный барочный орнамент, написанный охрой и белилами. На столбах трапезной находились изображения святых в рост; роспись сводов и подпружных арок была орнаментальной. На пилонах колокольни размещались композиции «Воскрешение Лазаря» и «Динарий кесаря». Церковь сложена из кирпича и оштукатурена, цоколь и многие детали декора — белокаменные.
Один из лучших памятников церковного зодчества на территории Калязинского р-на, в своей архитектуре отражает три этапа в развитии местных строительных и художественных традиций. Храм — великолепный пример раннего классицизма, отличающийся изяществом пропорций и тонкостью проработки деталей; колокольня с развитым ордерным оформлением принадлежит к характерному для региона типу ярусных сооружений зрелого классицизма; сдержанные формы русско-византийского стиля отразились на фасадах трапезной.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. — М. : Academia, 2015.
© Фото. KotelnikovR. с сайта СОБОРЫ.РУ
(https://tvereparhia.ru/about/sostav-eparhii/)
(186)