Духовно-нравственное воспитание детей

 Подготовлено Порочкиной Татьяной Сергеевной,

учителем начальных классов МОУ  Городской средней

общеобразовательной школы  города Калязина:

      1. Порочкина Т.С. -ОПК мастер-кл

      2. Порочкина Т.С-презентация

      3Порочкина Т.С.-ласточка

Николаева Ирина Петровна, МОУ Городская основная общеобразовательная школа  г. Калязин; учитель русского языка и литературы.

1.Классный час «О любви» (9 класс): 2 klassnyy_chas_o_lyubvi dnevnik-nerozhdennogo-rebenka klassnyj-chas-o-lyubvi lyubov.

2.Открытый урок: voprosy zakrepleni-po-leksike kejs-1-gruppy metafora otkrytyj-urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse.

3.Ценность книги: problemy-snizheniya-lyubvi-k-chteniyu cennost-knigi-kak-duxovnyj-orientir-formirovaniya-lichnosti-shkolnika

Доклады педагогов с конференции, проходившей 15.06.2016 в здании воскресной школы при Вознесенском храме г.Калязина, на тему: «Проблемы духовной безопасности подрастающего поколения в свете современного времени»:

1.Конференция. Проблемы духовной безопасности подрастающего поколения в свете современного времени -см.файл

2.Ребенок-это целая вселенная. Она всегда уникальна -см.файл

3.Роль русской литературы в нравственно-духовном воспитании детей -см.файл

4.Судьба и Родина едины -см.файл

2. Внеклассное занятие  « На поляне  любви и добра»

 Подготовлено и проведено  Порочкиной Татьяной Сергеевной,

учителем начальных классов МОУ  Городской средней

общеобразовательной школы  города Калязина

Поляна любви-см.файл

 

1.»Духовно-нравственное воспитание  младших школьников, основанное на православных традициях русского народа».

Из опыта работы Порочкиной Т.С., учителя начальных классов

МОУ Городской средней общеобразовательной школы г. Калязина.

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлен:

– на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

– на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Работая учителем начальных классов в современной школе по новым, считаю, что на первое место нужно ставить  духовно-нравственное воспитание детей, на второе —   умение рассуждать. И только  на первое и второе хорошо ложится обучение. Когда ребенок научится жить в коллективе, любить близких, признавать авторитет старших, тогда в классе ему будет комфортно, а значит, он будет стремиться стать хорошим учеником, что подтвердил опыт моей работы по данной теме. За 4 года обучения дети накопили большой багаж самых разносторонних  знаний, но главное они усвоили одну истину: «Поступай с людьми так, как  хочешь, чтобы и они с тобой поступали»

В основе моей работы лежит работа с книгой. Вместе с детьми мы много читаем и рассуждаем   на уроках,  во время занятий внеурочной деятельности, на занятиях кружка «Музей в твоём классе», на тематических  классных часах.  Читая, дети открывают много нового, заинтересованность в получении знаний подводит детей к исследовательской работе, которая переходит в проектную деятельность.

Консультации для родителей, организованные на родительском собрании по теме « Читаем вместе» помогли организовать чтение книг детьми  дома. Родители стали моими союзниками и   помощниками в воспитании любви к книге. Задачи нашей совместной работы определяли вместе.

Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к   прекрасному  можно только сердцем.

Основной  целью  воспитательной работы является:

-научить детей прикасаться сердцем к прекрасному.

Духовно-нравственное воспитание вплетается  во все направления  урочной  и внеурочной деятельности.

1 КЛАСС.

Работа проводилась по направлению «На лесной полянке», так как детям первого класса близка природа, их очень привлекает поведение зверей и птиц. Поэтому в первом классе занимались изучением родной природы, присматривались, чему можно поучиться у животных.

Вся работа была направлена на расширение кругозора детей, углубления знаний о живой природе, на отработку  техники чтения. С этой целью были разработаны карточки для повышения скорости чтения, которые использовались  иногда на уроках, но чаще выдавались на дом. (На консультациях  родители были проинструктированы, как необходимо работать с данным дидактическим материалом).

Карточка №1.

Будь трудолюбивым, честным и уступчивым, тогда всегда найдутся люди, которые помогут тебе в трудную минуту.

Бабочка и пчёлка.

Нарядная бабочка встретила пчелу, нёсшую в улей мёд, и  громко закричала:

-Прочь с дороги, замарашка! Ты испачкаешь моё платье!

Пчела смиренно уступила дорогу разодетой бабочке, хотя могла больно её ужалить. Так и человек: тот, кто  истинно честен и трудолюбив, всегда скромен и уступчив.

Пн.___   Вт.___  Ср.___  Чт.___   Пт.___   Сб.___   Вс.___   Техн.чт.___

Карточка №2.

Прочитай рассказ, и ты станешь добрее. Найди другие рассказы о любви ко всему живому.

Лошадь и жаба.

После дождя высыпали ребята за околицу. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи. Увидели жабу дети, наломали  острых прутьев и давай  ими тыкать жабу.  Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики её не пускают, да ещё хохочут. Едет к этому месту лошадь с  возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что сейчас будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул… Колёса  глубоко  увязли в грязи; трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.   Воз проехал. Дети подошли к жабе. Постояли и отошли прочь;  хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.                       Из « Цветника».

Пн.__    Вт.____  Ср.____   Чт.____  Пт.____  Сб.____ Вс.___Т. чтен.____

Читали произведения Бориса  Ганаго «Твой птенчик», «Попугайчик», « Дружок» и др.,  сборники: «Преданность животных», «Взаимопомощь и дружба  животных», «Добрые чувства животных » и другие.

Материал подобных книг глубоко  проникал в души детей, касаясь самых тонких струн.

Собирали вместе с родителями  материал о животных и  растениях нашего края, его часто использовали на уроках для решения задач, для логических упражнений, физкультминуток, для решения проблемных ситуаций, связанных с поведением детей. Чтение  для души создавало условия  для развития у детей чувства  любви, заботы о ближних, чувства сострадания. Например, третья четверть, на улице сильные морозы.  «Птицам страшен голод, а не холод» -знают дети. Чтобы научить детей сочувствовать птицам, читали  рассказы  следующего  содержания:

«Птички»  (из книги Б. Ганаго «Детям о душе»)

Прилетели птички, пощебетали. То ли поприветствовали, то ли намекнули, что им чего-нибудь поклевать хочется. А я поленился с постели встать и выйти на балкон. Птички пощебетали и улетели. Кто-то другой покормит их, проявит заботу, тот, у кого сердце проснулось. Где они теперь? К кому их Господь послал? В чье сердце они стучатся? (В тексте 16 глаголов,  применяла его и для работы на уроках русского языка)

Для физ.минуток использовали стихотворения  такого типа:

Упал воробушек в траву.

Он маленький, худой.

его я в гости позову

И напою водой.

его я кашей накормлю

И гнездышко свяжу,

Я всех жалею, всех люблю.

Я каждому служу.

Дети самостоятельно подбирали рассказы о птицах, составляли вместе с родителями мини-рефераты. Возник вопрос: «Нужно ли изменить мир, чтобы птицы не погибали?»

Пришли к выводу: «Мир изменить невозможно. Измени душу, наполни ее добротой, любовью. Измени ум, обогати  его знаниями, и тогда ты сможешь помочь птицам».  Провели акцию «Кормушка в каждый двор».  И  во дворе школы повесили кормушку, в классе поставили «кормушку » для сбора интеллектуального корма.

Собирали вместе с родителями  материал о животных и  растениях нашего края.  Появился первый коллективный проект: « В мире животных»

Так работали до весны. Затем перешли на следующий этап.

На летние  каникулы детям были выданы «Копилки добрых дел», по предложенному учителем плану, дети и родители   продолжили данную работу летом.

2 КЛАСС.

Во втором классе работа углубилась и  расширилась:

Начали создавать «Классную Красную книгу»,

Собирать материал по теме «Лес — дом зверей и птиц»

Создали исследовательский проект «Родники  Калязинского  района».

Начали проектную работу по созданию сборника рассказов (чтение для души)  «Солнышко в ладошках»

Большая часть класса посещала кружок «Музей в твоем классе»

Стартом для новых исследований послужило внеклассное занятие «Поляна Любви и Добра». Определилось  новое направление

«В поисках поляны Любви и Добра».

На родительском собрании, говоря о воспитательном процессе в классе, рассказала родителям о том, что каждый человек в своей жизни создает для себя свой мир в зависимости от своих потребностей, а вот каковы будут потребности у наших детей зависит от нас. (Прочитала родителям рассказ о том, как над одним и тем же лугом целый день кружились пчелка и муха. А вечером, когда встретились, пчелка с восторгом стала рассказывать мухе о том, какая нежная зелень на лугу, какие прекрасные цветы, какой чудесный аромат, сладкий нектар… А муха, с удивлением,  покачала головой и сказала: «А я, кроме  грязных луж, ничего больше и не видела…».)

С детьми мы читали рассказы  Б. Ганаго

«Мудрая пчелка»

Были холода, и цветы не спешили распускать свои пышные бутоны. Пчелке приходилось долго летать, чтобы собрать хоть немножко нектара. Бедняжка сильно утомлялась. Она часто видела, как мухи стаями жужжат над помойными кучами. Им  и летать далеко не надо. Всякой  нечисти всюду полным-полно. А еще заметила  пчела объявление ученого-преученого доктора,  превращающего всех желающих пчел в мух, чтобы они не томили себя подвигами, а жили в свое удовольствие. Утомленная пчелка призадумалась: не обратиться ли ей к этому доктору?  Размышляя, она пролетала над помойкой, где пировала тьма мух, но запах разложения образумил ее.

-Нет!- решила пчелка, — я  лучше буду изнемогать от усталости, но вдыхать Божественное благоухание, и нести в мир не тление, а целебный мед.

Бог, видя мудрый выбор пчелы, послал волны тепла, волны любви — и распустились прекрасные бутоны. И пчелка, радуясь, летала от цветка к цветку, слушая соловьиные трели. (Конечно, детям захотелось быть похожими на пчелу.)

Затем серьезно изучили с ребятами  рассказ Б. Ганаго «Поляна  Добра и Любви», прочитали серию подобных рассказов и пришли к выводу, что эта «поляна» находится в сердце каждого человека, нужно только много трудиться над собой, чтобы не заросла  к ней тропинка. Кроме того, узнали, как много животных на свете, которым грозит вымирание. Занялись изучением этой проблемы и создали свою  «Классную  Красную книгу».( Хранится в классе)

Работа над  «Копилой  добрых дел»  помогла  достигнуть хороших результатов. Совместно с родителями дети проводили  исследования, достаточно  много читали. В результате этой  работы  появились   проекты : «Родники нашего края», «Животный мир наших лесов», «Цветы в наших садах», «Лес — дом зверей и птиц» и т.д.

По мере накопления знаний детей, совместно с учащимися пришли  к необходимости собрать свой сборник рассказов. Назвали его «Солнышко в ладошках».

( Девиз проекта: «Можно взять в руки  камень, оружие, но станешь ли от этого  счастлив?  А, если держать «солнышко» в ладошках. Оно  будет светить и озарять тебя  светом».)

Итак, к концу 2 класса у каждого ребенка появилась своя книга. ( Рассказы помогали собирать и дети, и их родители).

В работе с детьми стараюсь избегать  монотонных поучений. Пытаюсь коснуться души, чтобы ребенок без лишних слов прочувствовал то, что нужно запомнить на всю жизнь. Например, как призвать детей не ломать ветки деревьев, не срывать  без надобности листья? Своими словами не добьешься нужного результата, а вот рассказ

«Старое дерево и Витя»  решает эту проблему.

Старое дерево много повидало на своем веку. В годы войны оно укрывало в  своих ветвях партизан. Немцы боялись русских лесов и стали вырубать их вдоль дорог. Чудом уцелело старое дерево.

 А в мирное время на опушке появились строители. Заволновалось дерево. Но строители не тронули его, а рядом вырос  одноэтажный домик. А вот и новоселы!  Их было четверо: отец, мать, бабушка и мальчик Витя, восьми лет. В это  утро Витя вышел знакомиться с природою.  Он подошел к дереву,  и оно приветливо зашумело листвою. Потом вдруг вздрогнуло, роняя листья, кора вздыбилась!  В бок ему  вонзился перочинный ножик!  Мальчик вырезал на стволе свое имя «ВИТЯ». Старое дерево плакало. Из пореза струился сок, словно капли беззвучных слез.

-За что тебя старика?- спросила мухоловка.

Дерево,  молча плакало.

Дети сделали для себя вывод:  и  листочкам, и травке, и веточкам, и стеблям   больно, когда их обижают, просто они не могут закричать от боли или убежать. Именно поэтому их надо охранять, беречь и никому не давать в обиду.

Очень любят дети рассказы о животных. Поэтому выдавалось достаточно  много   заданий для домашнего чтения по этой теме.

3  КЛАСС.

«Родной край – колыбель моего детства»

Приступили к  изучению истории родного края.   Работа велась по  четырем  направлениям. Первая группа детей изучала  историю нашей реки Волги,  историю затопления Калязина,  вторая группа изучала  историю жизни Макария Калязинского,  третья-  историю монастыря,  четвертая- историю Вознесенского храма г. Калязина».

На уроках применяли данный материал для работы в группах, для работы в парах.   Родители принесли  фильм с уникальными кадрами из истории нашего города и  монастыря.

Продолжали  работу по созданию сборника рассказов (чтение для души)  «Солнышко в ладошках»

Дети по своему интеллектуальному уровню уже готовы для проведения более серьезных мероприятий, где являлись не только активными участниками, но и их организаторами. Подготовили и провели  серию занятий на тему: «Откройте душу для добра».

Работа в кружке «Музей в твоем классе » приобрела новое очертание, начали проводить мастер-класс. Ребята, посещающие данный кружок, участвовали  в мероприятии для детей параллельного класса на православную тему. Показывали инсценировку « Три сита».  Выходили  в младшие  классы, для проведения   занятий под названием «Родничок», где дети, будучи  консультантами,  организовывали работу в группах.

В рамках работы кружка выходили на экскурсии в храм для знакомства с фресками, посещали музей нашего города, выставки в  Доме ремесел.

На учебных занятиях в 3 классе все меньше остается времени для чтения, поэтому стараюсь использовать короткие, но очень емкие высказывания, которые обязательно анализируются  и  используются  для  выполнения заданий по теме урока. Например, на уроке русского языка  по теме «Глагол» работали с  фразой: » Прежде,  чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь, споткнись о каждый камень, который лежал у него на пути, почувствуй его боль, попробуй его слезы… И только после этого расскажи ему, как надо жить».

4  КЛАСС.

«России верные сыны»

Учитывая, что урок Окружающий мир является главным предметом в ПНШ, работу в 4 классе начали с изучения истории древней Руси, жизни первых   князей на Руси.    Эта работа заинтересовала  детей, и в классе   стал накапливаться материал по   данной теме. Дети начали сами создавать презентации, исследовательские проекты.

Затем перешли к изучению времен великой  смуты на Руси. Исследовали  жизнь  Скопина-Шуйского, посетили мероприятие в детской библиотеке по данной теме, где дети были активными участниками мероприятия,  показали хорошие  знания истории сражения у села Константиново с поляками. Эта работа на уроках  подвела нас к созданию проекта:  «Русь православная».

Перешли к изучению первой и второй мировых войн,

Подробно остановились на изучении  ВОВ. В классе ведется большая работа , связанная с 70-летием Победы. В рамках этой работы провели Урок мужества, подготовили литературно-музыкальную композицию « Материнские слезы», оформили стенд, изготовили посылку для ветерана.

Сейчас готовим подарки ветеранам и будем проводить встречу с одним из них.

На уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира используем данный материал при решении задач, выполнения упражнений и т.д.   Ведем тетрадь- справочник, который называется «Копилка эрудита», работаем с ним  на уроках и  дома. Дети ведут  активную поисковую работу для наполнения  справочника  уникальными  сведениями.

Школьники с удовольствием помогают учителю в любых начинаниях, являясь при этом активными организаторами внеурочных занятий и отдельных моментов работы на уроках. Материал подбирают сами, умеют его хорошо оформить как в бумажном, так и в электронном виде.  В классе   проводятся уроки любви, уроки щедрости, уроки дружбы.  Для этого  используется материал из сборника « Солнышко в ладошках» и других источников.

Дети — активные участники различных мероприятий: конкурсов, олимпиад, фестивалей, где часто становятся победителями. Одним из разделов  портфолио, класса были рассуждения детей:

«Это я. Мои рассуждения о себе»

« Мой класс. Мои рассуждения о классе»

«Мой край. Мои рассуждения о моем крае».

Все высказывания детей были наполнены теплотой, благодарностью и любовью. Значит, работа дала определенные результаты. На теоретическом уровне дети знают, как нужно правильно поступать в различных ситуациях. Хочется верить, что они сумеют закрепить эти знания на практике.

Всё это способствует    развитию личности школьника, его творческих способностей;  воспитанию         нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного        отношения к себе и окружающим, интереса к учению.

У детей к концу 4-го класса  формируется желание и умение учиться, формируются  основополагающие элементы научного знания, лежащие в основе современной научной картины мира, и  опыта его применения и  преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

Данная работа направлена на развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание     нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного  отношения к себе и окружающим, интереса к учению; формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и  преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

 

 

(841)