«Общая трапеза» -духовное чтение

     Методические рекомендации для родителей по реализации православной семейной традиции «Общая трапеза» на период один месяц
Использование духовного наследия преподобного Паисия Святогорца в укреплении православных семейных традиций в семье как малой Церкви очень актуально, особенно по причине того, что старец наш современник, близкий нам по духу. Он много говорил о судьбах именно нашей страны России. Он говорил простым языком, его слова легко и трепетно оседают в душе, ложатся на сердце. Вокруг меняется всё, иначе смотрим на окружающих нас людей, иначе говорим и делаем что-либо.
Слова старца способны изменить внутренний мир человека, затронуть самые сокровенные силы души. Но как говорил преподобный Паисий: «Задача в том, чтобы вы работали, применяли услышанное на деле» [28, с.4]. То есть необходим большой труд над собой, своими мыслями, чувствами, поступками, речью.
Божественная благодать была постоянным спутником преподобного Паисия в его подвиге общения и молитвы с детства. Арсений рос в благословенной семье, учился у своих родителей благоговению к Богу. Вместо сказок ему рассказывали о жизни и чудесах святого Арсения Каппадокийского.
В книге «Житие старца Паисия Святогорца» много говорится о благочестивой жизни семьи преподобного. Его «мать помогала ему приобрести простоту, трудолюбие, хозяйственность и быть внимательным в общении с другими» [18, с.34].
Арсений очень быстро усваивал всё доброе, что слышал от родителей. Он постился, молился и ходил в храм Божий.
«Выучившись хорошо читать, Арсений раздобыл Священное Писание, и каждый день читал Святое Евангелие. Также он где-то доставал Жития Святых и читал их, получая истинное наслаждение,…Прочитанное в Житиях он старался применить к себе» [18, с.34,36].
«Примером своей жизни и советами Арсений духовно помогал и другим детям. Обычно он общался с теми, кто помладше. Он собирал их в церковке святой Варвары, где они вместе читали Жития Святых, а Арсений побуждал их делать поклоны и поститься…Арсений очень болел душой, желая, чтобы люди познали Бога» [18, с.43-44].
Подвиг общения – образ «словесной» жизни, жизни в Боге. Хотя старец Паисий стремился всегда к безмолвию, времени на это у него было немного, приходилось молиться ночью, в редкие промежутки времени между приемом посетителей.
«Старец принимал людей целый день. Он выносил им угощение и жертвовал многими часами своего времени, чтобы выслушать их, чтобы взять на себя их крест, их боль, чтобы дать им совет, отругать, исцелить или даже просто развлечь…Старец с рассуждением постарался совместить служение людям и безмолвническую жизнь» [18, с.262-263].
Подвиг общения неразрывно связан с подвигом молитвы у преподобного Паисия.
«Молитва – жизнь человеческой души, её воздух и пища. Молитва – дар Божий человеку, возможность, данная нам нашим Творцом, в любое время и во всякой нужде обращаться к Нему, зная несомненно, что будем Им услышаны…Молитва – искусство, требующее труда, понуждения себя, терпения, настойчивости» [31, с.9].
Старец Паисий говорил: «Молитва – это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа, ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении, потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом» [31, с.21-22].
Преподобный старец Паисий советовал: «Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя, таким образом, с Богом, тебе не захочется, потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью. Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом»[31, с.22].
Невероятное сочетание, соединение, можно даже сказать больше – единение подвига общения и молитвы у старца Паисия Святогорца есть его путь, образ мыслей и чувств.
В книге «Житие старца Паисия Святогорца» есть замечательные слова о нём, которые как нельзя ярче, точнее характеризуют старца, который никогда не стремился к славе и почету, а хотел жить в безмолвии, но Богом предопределено было его служение людям. А звучат они следующим образом: «Нас трогали и трогают его великое самоотречение, его любочестные подвиги ради любви ко Христу, его монашеская акривия (точность, строгость, бескомпромиссность (греч.)) и тонкое чувство духовной жизни, его редкая рассудительность, жертвенная любовь к каждому человеку и святоотеческое мудрование, способное принести покой каждому сердцу»[18, с.15].
Цель данных методических рекомендаций – отработать на конкретных семьях православную семейную традицию «Общая трапеза», чтобы научиться духовно мыслить, чувствовать и жить.
Ожидаемые результаты: «Мы обязаны, — подчёркивал Старец, — сохранить Предание, простоту и аскезу, чтобы осталось что-то для тех, кто придёт вслед за нами» [19, с.308].
Реализация: возможность использования в семье, рассмотрение в рамках семейного клуба, воскресной школы для взрослых; гимназиях.
Пояснительная записка
Рассмотрим и попробуем разобраться, используя на практике, православную семейную традицию «Общая трапеза».
Ввиду большого объема материала по трудам преподобного Паисия Святогорца и с целью воспитания добродетелей в семье, обратимся к самой первой телесной добродетели – «воздержание, когда телу дают пищу сообразно с потребностью, не слишком его, обременяя… Общий принцип воспитания – умеренность во всем» [22, с.26].
Отсюда вытекает тема духовного чтения за «Общей трапезой» — «Воздержание и умеренность».
Сразу определимся, что очень важным для усвоения является подражание, наличие положительных примеров.
Теперь перейдем непосредственно к православной семейной традиции «Общая трапеза».
Рассмотрим её в конкретной семье в определенный промежуток времени — один месяц.
Договоримся, что перед трапезой (завтрак, обед, ужин) все вместе читаем молитву «Отче наш», испрашивая тем самым благословения у Господа на трапезу и наше житие.
Во время трапезы (завтрак и ужин ежедневно, а обед по воскресным дням) – духовное чтение фрагментов из жития и трудов старца Паисия Святогорца, касающихся воздержания и умеренности.
После трапезы все вместе благодарим Господа в молитве «Благодарим Тя, Христе Боже наш…».
Каждый член семьи, по возможности, подводит итог каждого дня, ведя дневник, либо кто-то один из членов семьи ведёт дневник на основании общего обсуждения в конце дня.
По истечении месяца подводим общие итоги по практическому применению «Общей трапезы» и воспитанию добродетелей – воздержание и умеренность.
Теперь определимся с конкретными фрагментами для духовного чтения за Общей трапезой:
1.Завтрак (ежедневно) – выборочные фрагменты: Житие старца Паисия Святогорца (дни 1-25), Житие преподобного Арсения Каппадокийского (дни 26-28), старец Тихон из Отцов-святогорцев (дни 29-30) — (Приложение 2).
2.Обед (воскресенье)– выборочные фрагменты: Слова. Том IV. Семейная жизнь, Слова. Том III. Духовная борьба (четыре выходных дня – 7,14,21,28 дни) – (Приложение 3).
3.Ужин – выборочные фрагменты: Возвращение к Богу. От земли на Небо (дни 1-2), Письма (дни 3-11), Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке, Слова. Том II. Духовное пробуждение (дни 12-16), Слова. Том II. Духовное пробуждение (дни 17-18), Слова. Том V. Страсти и добродетели (дни 19-26). Том VI. О молитве и Том III. Духовная борьба (дни 27-30) – (Приложение 4).
Все необходимые материалы для духовного чтения находятся в приложениях к методическим рекомендациям, указанных ниже.

Приложение 2. Завтрак на 30 дней -см. файл.

Приложение 3. Обед на 4 дня выходных-см. файл.

Приложение 4. Ужин на 30 дней-см. файл.

Библиографический список

  1. Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. – М.: «Ковчег», 2015.
  2. Библия. — М.: Российское библейское общество, 2013.
  3. Брагин В.И. Преподобная мати Анно!..Моли Бога о нас!..: 100-летие второй канонизации святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010.
  4. Варнава (Санин), монах. Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 5 — М.: Учреждение культуры, искусства, науки образования «Духовное преображение», 2012.
  5. Георгий (Шестун), архимандрит. Православная семья. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Благотворительный фонд «Покровъ», 2012.
  6. Домострой: как устроить свой быт богоугодно, а жить свято/[пер. на совр.русск., ред. Т.Н.Терещенко]. — 9-е изд. — М.: ДАРЪ, 2015.
  7. Духанин Валерий, иерей. Сокральный мир Православия. – 5-е изд., испр. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.
  8. Житие Макария Калязинского: Рукописный список Российской государственной библиотеки. — М.: Типография «Новости», 2008.
  9. Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. – М.: Сибирская Благозвонница, 2015.
  10. Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев. Жития Муромских святых. Свято-Троицкий женский епархиальный монастырь г. Муром, 2012.
  11. Журнал духовно-нравственной культуры «Покров». Март-апрель, 2/542, 2016.
  12. Журнал духовно-нравственной культуры «Покров». Май-июнь, 3/543, 2016.
  13. Журнал духовно-нравственной культуры «Покров». Июль-август, 4/544, 2016.
  14. Журнал духовно-нравственной культуры «Покров». Ноябрь-декабрь, 6/546, 2016.
  15. Журнал духовно-нравственной культуры «Покров». Апрель-июнь, 2/548, 2017.
  16. Журнал духовно-нравственной культуры «Покров». Июль-сентябрь, 3/549, 2017.
  17. Журнал духовно-нравственной культуры «Покров». Январь-март, 2/552, 2018.
  18. Исаак, иеромонах. Житие Старца Паисия Святогорца. Часть первая: Пространное житие Старца/ иером. Исаак; пер. с греч. [иером. Доримедонтом (Сухиным)]. М.: Святая Гора, 2013.
  19. Исаак, иеромонах. Житие Старца Паисия Святогорца. Часть вторая: Добродетели, дарования и приношение Старца миру/ иером. Исаак; пер. с греч. [иером. Доримедонтом (Сухиным)]. М.: Святая Гора, 2013.
  20. Козаченко В. Для чего мы живем. Великие русские старцы о смысле христианской жизни. Беседы. Наставления. Советы. — М.: «Ковчег», 2013.
  21. Кронштадтский Иоанн, святой праведный. Моя жизнь во Христе. – М.: Отчий Дом, 2014.
  22. Киприан (Ященко), игумен. Воспитание добродетелей. – М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2014.
  23. Киприан (Ященко), игумен. Православное воспитание. — М.: ООО Издательский Дом, «Покров ПРО», 2014.
  24. Лествичник Иоанн, преподобный. Лествица. – М.: Благовест, 2016.
  25. Митрофан (Гудков), игумен. Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью. — М.: Сибирская Благозвонница, 2015.
  26. Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке. — М.: Святая Гора, 2010.
  27. Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Том II. Духовное пробуждение. — М.: Святая Гора, 2010.
  28. Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Том III. Духовная борьба. — М.: Орфограф, 2017.
  29. Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Том IV. Семейная жизнь. — М.: Святая Гора, 2010.
  30. Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — М.: Святая Гора, 2010.
  31. Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Том VI. О молитве. — М.: Святая Гора, 2013.
  32. Паисий Святогорец, схимонах. Отцы — святогорцы и святогорские истории / Пер. с греч. Елены Замбидис. — Издательство Альфа Риони, 2015.
  33. Преподобные Оптинские старцы. Жития и наставления. Издание 2-е. – Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2012.
  34. Тростникова Е.В. Притчи православных старцев. – Издательство Борисова, 2013.
  35. Хрестоматия по истории педагогики / Составители: Беленчук Л.Н., Никулина Е.Н. – Т.1. — М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2016.
  36. Хрестоматия по истории педагогики / Составители: Овчинников А.В., Беленчук Л.Н., Никулина Е.Н. – Т.2.- М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2016.
  37. Щеголева Е.В. Как воспитать ребенка православным. 300 мудрых советов родителям. — М.,»ДАРЪ»,2005.
  38. Сайт: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/svjatoj-arsenij-kappadokijskij/.
  39. Сайт: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/vozvrashhenie-k-bogu-ot-zemli-na-nebo/.
  40. Сайт: http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/pisma/.
  41. Сайт:https://azbyka.ru/otechnik/books/download/23595-Афонский-старец-Хаджи-Георгий.pdf.

подготовила Наталья Харабажиу, 4 курс Отдела дополнительного образования Московской Духовной Академии г. Сергиев Посад, квалификация: специалист в области катехизической деятельности.

(97)

Добавить комментарий